Что же такое мопед, мокик, в чем отличие от мотоцикла?
Мопед – двух- или трёхколёсное транспортное средство с двигателем
объёмом не более 50 см2; и максимальной скоростью не более 50 км/ч
(согласно российским ПДД; в других странах могут быть другие
определения).
Разграничение мотоциклов и мопедов в ПДД связано с тем, что мотоцикл
может ехать в общем потоке автомобилей, а мопед едет существенно
медленнее, и потому правила предписывают ему двигаться только у правого
края дороги, вместе с велосипедами.
Популярность мопедов определяется в первую очередь тем, что они не
требуют государственной регистрации, техосмотров и обязательного
страхования; для управления мопедом не требуется водительского
удостоверения (есть страны, где это не так). Кроме того, мопеды стоят
довольно дёшево и расходуют мало бензина.
Мопед в понятии обывателя
Сейчас при появлении скутеров очень многие автолюбители говорят о том,
что это средство передвижения мало чем отличается от обычных мопедов и
мотороллеров. Вот и мы решили задаться целью, чтобы выяснить, что же
такое в понятии обывателя мопед, мотороллер, скутер, и чем они
отличаются.
Тот самый мопед, который был распространен в нашей стране с сороковых
годов прошлого столетия, и сейчас можно встретить в гаражах некоторых
автолюбителей. Однако ж использование этого средства передвижения в
России почему-то потеряло свою актуальность. зато этот транспорт
является чуть ли не главным в Риге, Львове и некоторых других городах
мира. Здесь такие мопеды эксплуатируются постоянно, что обусловлено
наличием специализированных заводов по выпуску мопедов.
Мало кто знает, что слово «мопед» произошло от совмещения двух основ –
моторный и велосипед. Проще говоря, мопед – это велосипед с моторчиком.
Моторчики такие в советское время были распространены очень широко,
купить их и поставить на свой велосипед, сделать его автоматизированным
было проще простого. Однако ж конструкция такая была несовершенна, и
производители задумались над выпуском специальных моторных велосипедов.
Так и появились настоящие мопеды – с более совершенной конструкцией,
удобной рамой, амортизацией, специальными шинами и все тем же ножным
приводом в случае, если бензин в мопеде внезапно закончится.
Говорить о каком-то профессиональном двигателе в мопеде не приходится, а
потому он явно далек от мотороллеров, которые стали более
усовершенствованными и автоматизированными.
Виды мопедов
Классический мопед
«Классический» мопед имеет обычный велосипедный педальный привод с
цепной передачей на заднее колесо, с муфтой свободного хода и тормозом
во втулке заднего колеса; тормоз включается вращением педалей в обратную
сторону. На заднем колесе установлена также ведомая звёздочка цепной
передачи от двигателя (жёстко, без муфты свободного хода). Ведущая
звёздочка этой передачи установлена на одном валу с двигателем, однако
валы звёздочки и двигателя могут разъединяться фрикционной муфтой
(сцеплением). Для выключения сцепления служит рычаг на левой ручке руля.
Переключения передач нет. Правая ручка руля вращается и служит для
управления дроссельной заслонкой карбюратора («ручка управления газом»).
На правой ручке руля устанавливается также рычаг переднего тормоза.
Существуют также «велосипеды с подвесным двигателем», переделанные из
обычных велосипедов (есть фирмы, выпускающие для этого специальные
комплекты); в этом случае может сохраняться возможность полноценной езды
в велосипедном режиме.
Примеры мотовелосипеда: Кроха, Рига-13.
Мопед с педалями и переключением передач
Переключение передач существенно улучшает ходовые качества мопеда. Часто
переключение передач осуществляется поворотом левой ручки руля (её
можно повернуть при нажатии рычага сцепления).
Примером является мопед Верховина.
Мокик
Мокик – это мопед, сделанный по схеме обычного мотоцикла – с коробкой
передач и без велосипедного привода (термин связан с тем, что у мокиков
запуск двигателя производится кик-стартером – хотя многие снабжены и
электростартером).
Переключение передач осуществляется ножным рычагом слева (или левой
ручкой на руле у «Карпат»), справа расположена педаль заднего тормоза.